опрос месяца

Результаты

Халяль

Задать вопрос

  1. Что такое халяль?

  2. Подтверждение достоверности халяль

  3. Центр стандартизации и сертификаци халяль

Что такое халяль?

Халяль (араб.) - «дозволенное, разрешенное». Термин, означающий соответствие чего-либо нормам Ислама, разрешенность для людей. Относится практически к любой сфере человеческой жизни: к продуктам питания, одежде, украшениям, косметике и парфюмерии, личной гигиене, отдыху, развлечениям, сфере финансов, отношениям между людьми, окружающей среде, к выполняемой работе, распоряжению своим имуществом и т.д.

Продукты питания «Халяль»

Это мясные продукты, изготовленные по специальной технологии, предусматривающей щадящее отношение к животному во время убоя, достоверное отсутствие у животного перед убоем заболеваний, которые могут принести вред здоровью людей, наиболее полное удаление крови естественным способом, тщательное соблюдение гигиенических правил на всех этапах производства продукции. Для других видов продукции - отсутствие в продуктах или несоприкосновение в момент производства продуктов крови, свинины, опьяняющих и наркотических веществ.

Халяль в сфере услуг

В сфере оказания услуг термин «халяль» означает соответствие этих услуг разрешенным видам деятельности и соблюдение всех установленных ограничений. Оказание таких услуг не нарушает и не противоречит мировоззрению и убеждениям мусульман, призвано помочь им в повседневной жизни.

Халяль в сфере финансов

Термин «халяль» применительно к финансовой сфере предполагает соблюдение следующих основополагающих принципов и ограничений:

  • запрет ссудного процента (ростовщичества);
  • разделение выгод от получения прибыли и рисков несения убытков между участниками отношений;
  • запрет на рискованные вложения;
  • запрет на финансирование деятельности, активов и производства, запрещенных Шариатом.
Основу халяльных финансовых отношений составляют доверительные партнерские отношения, в рамках которых участники разделяют все выгоды и риски от совместного ведения бизнеса.

Подтверждение достоверности халяль

"Халяль" - общепринятый во всех странах термин переводится как «разрешенный», «дозволенный», соответствует понятиям «исламский», "мусульманский" и тому подобное.

Подтверждение (освидетельствование, сертификация) - это процедура документального подтверждения третьей независимой стороной (ООО «НУР») соответствия сырья, добавок, специй, производимой продукции, производственных помещений, используемых средств, ведение дел (бизнеса), предоставляемых услуг и т. д. «заданным требованиям «Халяль» изложенным в нормативных документах религиозной организации (стандарт Совета муфтиев России "Халяль -ППТ -СМР").

Сертификация "Халяль"- основное средство, гарантирующее соответствие продукции и услуг требованиям «Халяль» в условиях рыночной экономики.

Процедура подтверждения направлена на достижение следующих целей:

  • помощь потребителям-мусульманам в компетентном выборе продукции и услуг «Халяль»;
  • защита потребителей-мусульман от недобросовестного изготовителя (продавца, исполнителя);
  • подтверждение информации о соответствии продукции и услуг нормам «Халяль»;
  • создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на рынке России, стран СНГ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Подтверждение соответствию «Халяль» - процедура добровольная.

Сертификация «Халяль» в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» относится к добровольной сертификации, т. е. проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям стандарта Совета муфтиев России.

Добровольная сертификация "Халяль" проводится на основе договора между заявителем и Центром сертификации СМР (ООО "НУР") или Комитетами «Халяль» при территориальных религиозных управлениях.

Центр стандартизации и сертификаци халяль

Решение о создании такого Центра было продиктовано прежде всего растущей потребностью в установлении унифицированных норм, документов и правил, регламентирующих деятельность производителей продукции и услуг, соответствующих марке «Халяль».

Задачи Центра:

  1. разработка стандартов «Халяль» - самостоятельно, а также совместно с другими разработчиками;
  2. рассмотрение разработанных нормативных документов, по результатам которого выдается заключение на них с учетом соблюдения канонических требований;
  3. обращение в законодательные органы с предложениями о внесении изменений в существующие законодательные акты с целью соблюдения интересов мусульман в вопросах предоставления продуктов и услуг, соответствующих стандарту «Халяль»»;
  4. обращение в Правительство Российской Федерации с просьбой о регулировании рынка «Халяль» индустрии;
  5. организация сертификации продукции и услуг на соответствие стандарту «Халяль».

Центр осуществляет свою деятельность на базе следующих принципов:

  • Добровольность. Освидетельствование и сертификация предприятий-производителей должны осуществляться Центром по инициативе предприятия-производителя только на добровольной основе. Предприятие вправе обращаться по всем интересующим вопросам, входящих в сферу деятельности Центра и не противоречащим требованиям конфиденциальности, в СМР для получения всех необходимых справок и пояснений.
  • Независимость. Центр должен выступать в качестве независимого органа, являющегося третьей стороной между заявителем и СМР. В своей деятельности Центр должен исключать возможность оказания на него административного, коммерческого, финансового и иного давления со стороны заявителя и СМР с целью повлиять на объем проводимых сертификационных проверок и объективность их результатов. Центр как орган по сертификации должен исключать любые виды деятельности, которые могут повлиять на независимость суждений и беспристрастность его деятельности.
  • Беспристрастность и доступность. Центр должен обеспечивать равнозначный доступ заинтересованных сторон к услугам по сертификации, исключая различия в финансовых, процедурных или иных требованиях и условиях. Центр должен осуществлять сертификацию на соответствие стандарту СМР «ХАЛЯЛЬ-ППТ-СМР», который имеется в свободной продаже. Центр должен публиковать информацию об условиях и требованиях проведения работ по освидетельствованию и сертификацию на своем сайте.
  • Объективность. Объективность освидетельствования Центром должна достигаться за счет - независимости Центра как органа по сертификации предприятий производителей продукции «Халяль», торговли, общественного питания, медицины, ритуального обрезания, отдыха, туризма и развлечений; -профессионализма и компетентности экспертов Центр; -позитивного характера проведения освидетельствования и оценки на основе объективных показателей; -применения единых требований, процедур, методик для проведения освидетельствования; -документированности всех этапов работ по сертификации, обеспечивающих прослеживаемость и воспроизводимомость результатов освидетельствования, протоколирования, регистрации и хранения результатов сертификации; -полнота состава группы экспертов Центра.
  • Компетентность. Достигается посредством: -достижения и поддержания достаточной квалификации его персонала, сочетающей знания физических и химических процессов производства с каноническими знаниями и общепризнанными мнениями мусульманских ученых и фетвами; -эффективной и документированной внутренней системы руководства Центра; -нормативного и технического обеспечения освидетельствования и сертификации.
  • Профессиональная этика и конфиденциальность. Центр должен стремиться, руководствуясь профессиональной этикой в своей работе избегать того, что могло бы нанести ущерб репутации предприятий или репутации Центра как независимого и беспристрастного органа. Все документы хранятся в Центре при соблюдении требований конфиденциальности и безопасности по отношению к интересам предприятий и организаций, участвующих в совместной деятельности или сотрудничестве.
  • Информированность. Информированность региональных Духовных управлений, предприятий производителей, предприятий предоставляющих услуги «Халяль», и других заинтересованных организаций достигается посредством размещения материалов в Интернет ресурсах, в печатных СМИ.