опрос месяца

Результаты

Понятие Исламского банка звучит неправильно

Марат Шарифуллин в этом году закончил обучение в Международном институте исламских финансов в Малайзии (INCEIF), и уже успел поучаствовать в развитии проектов Департамента экономики Совета муфтиев России. Своими впечатлениями о процессе обучения и видением перспектив исламских финансов Марат делится с читателями muslimeco.ru



Преимущества получения образования нужно рассматривать с разных аспектов. Именно в INCEIF я понял, что Ислам есть главное знание, которое, мы, мусульмане, должны всегда требовать. На различные вопросы жизни все ответы уже имеются в нашей религии. В частности, что такое Исламская экономика? Это справедливое распределение ресурсов между людьми, выполнение предписанного и отказ от запрещенного. Это понятие также включает в себя удовлетворение основных потребностей человека, таких как жилье, образование, средство передвижения, питание, одежда. На такие потребности ресурсов хватит на всех, так как Аллах обещал это. А кто может усомниться в обещаниях самого Аллаха?

Основная мысль заключается в том, что Исламская экономика как и Исламская финансовая система не может существовать без знания основ самого Ислама, желательно также, чтобы при этом присутствовала вера для соблюдения предписанного. Поэтому ИНСЕИФ стал лично для меня институтом, который открыл понимание многих вещей в Исламе. Стоит упомянуть, что в России за последние десятилетия было потеряно целое наследие мусульманских ученых, которое до сих пор окончательно не возрождено, в связи с чем имеется множество различных заблуждений. Корень этой проблемы – в недостатке знаний. Находясь в Малайзии, в библиотеке ИНСЕИФа, постоянно имелась возможность читать труды известных богословов, как наших современников, так и ученых прошлых веков. Например для меня стал открытием тот факт, что ученый Ислама Ибн Таймия первым описал принципы рыночной экономики еще до рождения известного всем экономистам Адама Смита.

Еще один немаловажный момент, в России на каком-то этапе я перестал учиться как полагается, так как всегда была уверенность в том, что сдать экзамен не представиться сложным, в крайнем случае всегда был шанс пойти на пересдачу. В ИНСЕИФ же спрос за полученные знания был довольно жесткий при наличии всего одной попытки. Такие знания начинаешь ценить и уважать, а самое главное – это становится мотиватором учиться дальше. Многие студенты не могли сдать некоторые экзамены с первого раза, и проходили предмет заново в следующем семестре, но, как правило, никто добровольно не бросал учебу, просто не все смогли закончить программу в положенный срок.

Если говорить в общем, то ИНСЕИФ стал лично для меня площадкой для переосмысления многих вещей. В то же время стоит сказать исламские финансовые продукты, модели, которые мы изучали, - они идеальны, так как основаны на Коране и Сунне Пророка. Хотя есть и сомнительные договора, которые большинством ученых не принимаются во внимание, такие как Бай Ина, Таваррук. Но на то нам и дается разум, чтобы мы могли понять и прислушаться к более сильному доводу. То есть профессора ИНСЕИФа представляют разные мнения, конкретные и спорные аргументы, тем самым мы можем видеть объективную картину на сегодняшний день. Хотя следует признать, что на практике больше преобладают сомнительные, а порой даже очевидно запретные продукты, которые маскируют под исламские финансы.



Кстати, в ИНСЕИФ сменилось руководство, что стало, безусловно, улучшением для института, так как пришел человек, весьма уважаемый в исламском финансовом мире, да ив финансовом мире в целом - Дауд Викари, профессионал с серьезной репутацией, добившийся множества успехов в продвижении исламских финансов. Конечно, при этом высоки заслуги бывшего ректора Агил Ната, фактически при нем проект ИНСЕИФ был запущен, и это уже о многом говорит. То есть можно сказать, что идет поступательное движение вверх.

Практику я проходил в юридической консалтинговой компании Azmi & Associates в департаменте исламского банкинга. Провел там шесть месяцев. Данная фирма входит в топ-10 юридических компаний Малайзии, а также довольно известна в Юго-Восточной Азии. В частности наш департамент структурировал выпуск сукук на сумму свыше 100 миллионов долларов. Очень был рад попасть именно в эту компанию, так как по первому образованию я юрист и такая возможность стала для меня хорошим дополнением в познаниях правовой системы Малайзии, а также международного права. Попасть на стажировку в солидную компанию не просто, отправлением резюме в отдел кадров дело не ограничивается. Важны личные контакты. В моем случае мне довелось познакомиться, по воле Аллаха, с одним человеком, причем довольно случайно, в молельной комнате торгового центра. Он малазиец, работал и продолжает работать в фирме Azmi & Associates. Впоследствии он предложил мне пройти стажировку у них. Сейчас мы с ними близкие друзья, воистину баракат только от Аллаха.

Для себя лично сделал вывод, что само понятие исламского банка звучит неправильно, так как банк в том виде, который он существует сейчас нам мусульман не подходит. Мы – не общество потребления, и должны стараться жить по средствам. Банк же это такая организация, которая поощряет брать в долг (под проценты или без не так важно), тем самым вынуждая человека находиться в постоянной зависимости. Многие говорят, если бы не было банков, то не было бы прогресса, но сейчас мы видим и можем спросить, а зачем нам нужен такой прогресс, когда большая часть населения планеты живет в нищенских условиях, а другая часть поедает их ризк (пропитание). Все-таки главная функция исламского банка – это хранение денег и драгоценных металлов, а также финансирование бизнеса путем партнерства.

Обучение в ИНСЕИФ показало, что исламские финансы и экономика по законам Аллаха – это идеал, однако на практике пока много противоречий, так как амбиции, страсть людей к приумножению, а также непонимания основ Ислама не дают реализовать эту идею в полной мере. Хотя время праведных халифов, а также первые года Османской империи показывают, что это возможно. Рано или поздно человечество вернется к Исламу, в том виде, котором он должен быть, так как это уже предопределено Аллахом и передано Пророком Мухаммадом, и исламская экономика станет основой для жизнеуклада мусульманской уммы. Конечно, не стоит ожидать этих времен сидя, сложа руки, а нужно пытаться исправлять ситуацию, улучшать. Делать хотя бы минимум от себя зависящее: отказаться от всего, что связано с ростовщическим банком, а именно: не делать никаких депозитов, не брать кредитов, иметь счет в банке только для проведения каких либо транзакций и получения заработной платы. Инвестировать имеющиеся деньги не в ценные бумаги или деривативы с облигациями, а в реальный сектор: бизнес, торговля, недвижимость, золото. Как гласит важное правило: без риска нет прибыли. Более того должно быть больше взаимной поддержки между мусульманами, особенно в бизнесе.

Мои планы на будущее заключается в дальнейшем получении знаний и, даст Аллах, в работе на благо уммы.

Источник: MuslimEco.ru

19.08.2012


Добавить свой отзыв:

Имя*:
e-mail:
Должность:
Комментарий*:
Регион:
Контактные данные: