Все предписания и нормы ислама, содержащиеся в Священном Писании мусульман – Коране – и жизнеописании пророка Мухаммада – Сунне, в совокупности составляют шариат (араб. – закон) – систему права, систему норм, всесторонне регулирующие жизнь мусульманина.
Несмотря на то, что в самом Коране нет таких понятий, как исламская экономика, исламский банкинг, либо исламское страхование, тем не менее, все эти явления берут свое начало из постулатов, которые несет в себе эта священная книга мусульман.
Коран, как божественное руководство, данное людям, содержит множество аятов (стихов), посвященных вопросам распоряжения материальным имуществом человека. Таким образом, это руководство не ограничивается лишь духовной сферой (сферой поклонения), но и включает многие другие вопросы, взаимопроникающие и неразрывно связанные со сферой духовной.
В исламе вопросы экономических взаимоотношений относятся к сфере муамалат , в которой действует принцип «все, что не запрещено, разрешено». Поэтому для того, чтобы разобраться, каков взгляд ислама на экономическую жизнедеятельность человека, необходимо сначала узнать, какие действия относительно сферы хозяйствования и взаимоотношений людей вообще в исламе запрещены. Затем нужно узнать, что является предписанным и поощряемым. Во всем остальном, следовательно, человек свободен поступать так, как считает правильным.
Человек – временный управляющий земными богатствами
Все, что есть на земле и чем пользуются люди в течение своей жизни, принадлежит Всевышнему. Однако Он определил человека на земле в качестве «временного управляющего», на период его существования:
• «Вот твой Господь сказал ангелам: "Я установлю на земле наместника"» [2, (2:30)].
• «Он - тот, кто сделал вас наместниками на земле…» [2, (35:39)].
Именно человек, и только человек, и в его лице человечество, несет ответственность за состояние, сохранность и рациональное использование всех природных ресурсов, имеющихся на земле и в ее недрах.
Так же каждому человеку на период его жизни Бог определил его удел, представляющий собой его частную собственность (некоторая собственность определяется человеку с рождения путем закрепления определенной доли в наследстве, иное имущество приобретается человеком в течение его жизни посредством трудовой деятельности). И по результатам своей жизни каждый человек будет держать ответ касательно того, как он распоряжался вверенным ему имуществом.
Таким образом, будучи благом, любое имущество является одновременно и испытанием, требующим рационального и взвешенного подхода и распоряжения:
• «Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать таким образом лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обернуты тем, что они жалели. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» [2, (3:180)].
• «Знайте, что мирская жизнь – всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, и стремление обрести больше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь – всего лишь предмет обольщения» [2, (57:20)].
В исламе религиозных запретов относительно экономической жизнедеятельности не так много, и все они предотвращают несправедливость в обществе. Именно эти запреты легли в основу нового направления в экономике, распространенного под названием исламская экономика.
Пути приобретения и расходования имущества подразделяются на запрещенные (харам), обязательные (относится лишь к расходованию), желательные, поощряемые (исламская этика бизнеса) и нейтральные (все, что не входит в предыдущие категории).
Запретные и поощряемые способы приобретения имущества
К запретным способам приобретения имущества в исламе относятся любые сделки с запрещенными товарами либо услугами. Запрещено, соответственно, и вкладывать средства в компании, занимающиеся запретной деятельностью. С конца 90-х гг. стали возникать исламские индексы компаний. Исламский индекс Доу-Джонса (ИИДД) является базовым индексом капитализации исламских компаний. Он входит в группу Глобальных индексов Доу-Джонса, которые рассчитываются на основе акций компаний 34 стран. Исламский индекс Доу-Джонса исключает акции любых компаний, основная деятельность которых является недозволенной согласно Шариату. К таким видам деятельности относятся следующие.
Производство, торговля, перевозки и любое посредничество при производстве алкоголя и свинины:
• «Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха» [2, (2:173)].
Обман и обвешивание, а также сокрытие недостатков своего товара:
• Наполняйте меру и весы по справедливости» [2, (6:152)].
• «…Мерьте и взвешивайте честно, не придерживайте имущество людей и не распространяйте на земле нечестие» [2, (11:85)].
• «Наполняйте меру сполна, когда вы отпускаете мерой, и взвешивайте на точных весах. Так будет лучше и прекраснее по исходу» [2, (17:35)].
• «Наполняйте меру полностью и не будьте одними из тех, кто наносит урон» [2, (26:181)].
Выдача или получение денежных средств или иного имущества в долг под проценты:
• «Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением. Это – потому, что они говорили: "Воистину, торговля подобна лихоимству". Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. … Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими» [2, (275-276, 278)].
Важно обратить внимание на следующий факт: то, что законы ислама запрещают выплату и получение процентов, не означает, что они не одобряют получение прибыли или поощряют возврат к чисто наличным расчетам или бартерной экономике. Речь идёт о том, чтобы все стороны финансовой операции делили между собой риск и прибыль или убытки предприятия. Вкладчиков исламской банковской системы можно сравнить с инвесторами или акционерами, которые получают дивиденды, когда банк извлекает прибыль, или теряют часть своих сбережений, если банк заявляет об убытках. Логика заключается в том, чтобы увязать прибыль по исламскому договору с отдачей и качеством проекта, обеспечивая тем самым более справедливое распределение богатства [3].
Попрошайничество и настойчивые просьбы.
Азартные игры:
• «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами, или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие» [2, (5:3)].
• «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: "В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы"...» [2, (2:219)].
Все другие сферы, связанные с запретными товарами либо услугами.
К поощряемому пути приобретения имущества в исламе относится производительный труд.
В основе получения материальных ресурсов (в том числе денег) лежит труд: «По свидетельству Рифа'а бин Рафи': "Однажды Пророка (мир ему) спросили: "Какое из приобретений является наилучшим?" Он сказал: "То, что человек приобрел трудом рук своих, а также то, что принесла ему добрая торговля"» [4, № 942 (2072)] .
В Коране слово работа (ал-'амал) упоминается в 360 аятах, его синоним – ал-фи'ал – присутствует еще в 109 стихах. Все вышеупомянутые аяты подчеркивают необходимость труда. Неслучайно ислам называют «религией действия» [5]. Ведь, как уже было упомянуто, ислам поощряет все виды экономической деятельности, за исключением тех, которые явно приносят вред человеку или обществу.
Запретные и поощряемые способы распоряжения имуществом
К запретным способам распоряжения имуществом в исламе относятся следующие
Расходование на запретные цели (покупка запрещенных товаров или услуг).
Излишество (исраф) в расходовании и потреблении:
• «Скажи: "О люди Писания! Не излишествуйте в своей религии вопреки истине и не потакайте желаниям людей, которые еще раньше впали в заблуждение, ввели в заблуждение многих других и сбились с прямого пути"» [2, (5:77)].
• «Раздавай должное родственнику, должнику и путнику, но не расточай чрезмерно... Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), но и не раскрывай ее во всю длину (не расточительствуй), а не то сядешь порицаемым и опечаленным» [2, (17:26, 29)].
С точки зрения экономической деятельности излишество можно разделить на следующие категории: • излишество в накоплении; • излишество в потреблении; • излишество в производстве.
Каждый верующий человек обязан расходовать свое имущество. Причем, не бесцельно и не в любом направлении. В расходовании имущества предписаны определенный порядок и правила. Основные коранические предписания касательно распоряжения своим имуществом заключаются в следующем.
Обязанность выделения доли имущества на тех, кого владелец имущества обязан содержать:
• «Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: "Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом"» [2, (2:215)].
• «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества …» [2, (4:34)].
Ежегодное отчисление доли имущества (от 2,5% до 10%) на социальные цели (закят):
• «Вот вас призывают делать пожертвования на пути Господа, и среди вас находятся такие, которые скупятся. Кто скупится, тот скупится только против самого себя. Бог – богат, а вы – бедны. И если вы отвернетесь, Он заменит вас другими людьми, и они не будут подобны вам» [2, (47:38)].
Если размер закята и уровень достатка, по достижении которого человек выплачивает закят, оговорены сунной, то реципиенты закятных средств прямо обозначены в Коране: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» [2, (9:60)].
Современный исламский ученый Юсуф аль-Карадави в этой связи замечает: «Многие экономисты и социологи всегда подчеркивали, что важным является не сбор и взимание налогов, а то, как и на что тратятся собранные налоги. Так как именно в этом вопросе происходит нарушение принципа справедливости, проявляется эгоистичность и слабость человеческой натуры, собранные средства присваивают себе те, кто не имеет никаких прав на них. Это было и есть в самых разных обществах и цивилизациях, и наиболее вероятно, что именно поэтому уже в самом Священном Писании этому вопросу уделено должное внимание» [6, с. 236].
Расходование имущества на благие цели:
«Все то доброе, что вы предварите для себя, вы найдете у Аллаха» [2, (2:110)].
«О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из того, чем Мы наделили вас, до наступления дня, когда не будет ни торговли, ни дружбы, ни заступничества. А неверующие являются беззаконниками» [2, (2:254)].
Поощряемые пути расходования имущества
Во второй суре (главе) Корана сказано, что «данная книга, и в этом нет сомнения, является руководством для людей набожных, которые веруют в Бога, совершают молитву и расходуют из того, чем их наделил Всевышний». Таким образом, набожные люди, т.е. те, кем их Создатель доволен, а, следовательно, именно к обладанию такого качества должны стремиться все верующие, характеризуются в исламе как верующие в Бога, исполняющие молитву и расходующие свое имущество.
Этика расходования имущества в исламе подразумевает соблюдение следующих основных принципов.
Избежание привязанности к имуществу:
«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему …» [2, (2:177)].
• «Богатство и сыновья – украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» [2, (18:46)].
Рациональный подход - придерживание «золотой середины»:
• «Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» [2, (25:67)].
Расходование от чистого сердца:
• «Тем, кто расходует свое имущество на пути Аллаха и не сопровождает свои пожертвования попреками и оскорблениями, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» [2, (2:262)] .
Соблюдение договоров:
• «О, Вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах!» [2, (5:1)].
Заключение договоров в письменном виде с присутствием свидетелей:
• «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писец записывает его справедливо. Писец не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него. А если берущий взаймы слабоумен, немощен или не способен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости. В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей. Свидетели не должны отказываться, если их приглашают. Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока. Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений. Но если вы заключаете наличную сделку и расплачиваетесь друг с другом на месте, то на вас не будет греха, если вы не запишите ее. Но призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор, и не причиняйте вреда писцу и свидетелю. Если же вы поступите таким образом, то совершите грех. Бойтесь Аллаха – Аллах обучает вас. Аллах ведает обо всякой вещи» [2, (2:282)].
Помощь должникам:
• «Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится. Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали!» [2, (2:280)].
Исламская декларация прав человека и принципы исламской экономики
Основные принципы исламской экономики и вытекающие из нее права человека и общества содержатся во Всеобщей исламской декларации прав человека:
1. В своей хозяйственной деятельности все люди имеют право пользоваться природными богатствами.
2. Все люди имеют право добывать средства к существованию законным способом.
3. Всякий человек обладает правом собственности, которой владеет единолично или совместно с другими лицами. Национализация некоторых средств производства законна с точки зрения общественных интересов.
4. Неимущие имеют право на определенную часть состояния богатых, установленную закятом .
5. Все средства производства должны использоваться в интересах всего общества.
6. Для обеспечения развития сбалансированной экономики и защиты общества от эксплуатации ислам запрещает монополию, ограничивает коммерческую деятельность, ростовщичество, использование принудительных мер при заключении сделок, публикацию рекламы, содержащей заведомо ложную информацию.
7. В обществе разрешены все виды экономической деятельности, если они не приносят вреда интересам общества и не нарушают исламские законы и ценности.