Продажа тренингов по созданию бизнеса, а попутно и франшиз, сейчас новый тренд, который приходит на смену финансовым пирамидам и MLM-схемам, как способ "много заработать на желании других много заработать", при этом, как показывает практика, последние, чаще всего не достигают своего желания. Конечно, нельзя сказать, что абсолютно любые бизнес-тренинги – это зло и мошенничество. Бизнес-тренинги, как форма обучения, могут быть очень даже полезными и эффективными, так же как и бизнес по франшизе может в значительной степени облегчить и улучшить работу предпринимателя. Однако необходимо уметь отделять зерна от плевел.
Посетив ради интереса пару подобных тренингов, я сразу обратил внимание на несколько моментов, которые поставили под серьезное сомнение их эффективность и соответствие заявленным целям. Изучив тему подробнее и ознакомившись с отзывами реальных бизнесменов на подобные программы, я еще больше укрепился в своем отношении к ним и хочу обратить внимание на несколько моментов, которые надо иметь в виду всем желающим начать свой бизнес под началами "бизнес-тренеров", или "коучей", как они сами себя любят называть.
Отличие между предпринимательством и работой по найму. Как правило, ведущие бизнес-тренинга дают аудитории свое видение относительно этого вопроса (при этом давая публике ощущение, что она сама к нему пришла). Согласно нему, это отличие заключается лишь в таких вещах как большая свобода, но при этом и большая ответственность, и самое главное возможность большего заработка, по сравнению с наемным трудом. Безусловно, принимая во внимание лишь эти отличия, разумный человек непременно должен заниматься предпринимательством, а не наемным трудом, а если же он сознательно отказывается от этого, то только по причине своей лени и трусости (к этой мысли явно или неявно подводят коучи). Вроде бы все логично и упомянутые отличия объективны, однако необходимо понимать, что они далеко не единственные.
На самом деле, одним из главных отличий предпринимательства от работы по найму, о котором забывают упомянуть коучи, является риск. Риск того, что вы ничего не заработаете и безвозвратно потеряете вложенное, в отличие от работы по найму, где вы ничем не рискуете и имеете гарантированную оплату. Кроме того, любой бизнес, и в том числе тот, который продвигается на подобных тренингах, требует финансовых вложений, и если их вдруг окажется не достаточно, вы, скорее всего, окажетесь не у дел и потеряете то, что уже вложили.
Поэтому прежде чем решиться на такой шаг, как создание собственного бизнеса, необходимо очень взвешенно подойти к вопросу оценки рисков и достаточности капитала. Но почему-то этот момент "коучи", как правило, обходят стороной.
Так же имеет смысл упомянуть, что в "экономике знаний", далеко не всегда предприниматель зарабатывает больше, чем наемный работник. На самом деле высококвалифицированный специалист может зарабатывать гораздо больше, чем многие предприниматели. Поэтому если человек имеет перспективную специальность, или получает соответствующее образование, бросить развитие карьеры и начать продавать китайские товары через интернет, как это предлагают "коучи", может быть далеко не самым верным решением.
Голая мотивация То что явно бросается в глаза: основное содержание подобных тренингов это мотивация - "начни!", "верь в себя!", "успех внутри тебя!", "идеи вокруг нас!" и некоторые техники личностного роста, а также небольшая часть новомодных элементов маркетинга - поиск ниши, агрессивные продажи, оформление "посадочной страницы" сайта ("лэндинг пейдж") и т.п. Основные тезисы подобных тренингов, которые можно вынести из обильного потока слов, извергаемых "коучами", – это то, что для того чтобы организовать свой бизнес достаточно лишь сильной мотивации и умения продавать. Однако реальность такова, что этого может быть явно недостаточно для "создания успешного бизнеса в любой нише", и поэтому благие начинания по созданию собственного бизнеса могут быть заведомо обречены на провал.
Отсутствие реальных достижений в бизнесе Как правило, основными достижениями в бизнесе у самих "коучей" и является продажа тренингов по созданию бизнеса. Надо сказать, что многие достаточно серьезно подошли к этому виду бизнеса и очень умело на нем зарабатывают. Вполне возможно, что на самом деле за этим бизнесом стоят совершенно другие люди, а сами "коучи" не более чем "говорящие головы", которых привлекли по причине их харизматичности и умении убеждать людей, по крайней мере в случае с моим приятелем было примерно так. Однако, понимая, что вопросы о наличии реального опыта в бизнесе все же могут возникнуть, "коучи", как правило, имеют разного рода "бизнес легенды", выявить которые не всегда просто, особенно людям, плохо разбирающимся в бизнесе и экономике. Дополнительным источником дохода в этом случае, помимо платы за тренинги, становится так же продажа франшиз "успешного бизнеса" коучей, полезность которых, как правило, весьма условна.
Так же как под большим сомнением находится реальность бизнес-успехов самих коучей, аналогичные сомнения имеют место и в отношении достижений их учеников, презентуемых публике. В среде специалистов по интернет-маркетингу уже обращали внимание на несоответствие действительности "портфолио достижений" одного из самых популярных в стране бизнес-тренингов - "Бизнес-молодость", с чем можно ознакомиться более подробно в статье Николая Танушкина «Бизнес молодость отзывы – разоблачаем обман".
Манипуляция сознанием аудитории Так же примечательно, что та же "Бизнес-молодость" некоторыми сектоведческими относится к т.н. "сектам личного успеха", т.е. к типу организаций, использующих деструктивные психологические техники, внушающие людям что следование их "программам" приведет к материальному успеху. На сегодняшний день написано достаточно много материалов на тему подобных техник, и они имеют много общего с вовлечением в MLM-схемы и финансовые пирамиды, я же резюмирую их основной алгоритм, выявленный психологами, который состоит из нескольких этапов:
1. Усиление жизненного запроса, связанного с улучшением материального положения потенциальных членов. При этом до претендентов доносится, что в случае участия в программе (будь то бизнес-тренинг, MLM, или финансовая пирамида) претенденты смогут хорошо зарабатывать, постоянно отдыхать за границей, покупать дорогие машины, недвижимость и т.п.
2. Применение критики и внушение представления об ущербности обыденных способов жизнедеятельности и зарабатывания денег.
3. Создание у претендента впечатления существования гарантированного способа зарабатывания больших денег и быстрого обогащения (который известен ведущим программы).
4. Социализация проекта – создание общности людей, участвующих в нем. В связи с тем, что человек по своей природе социален и в обыденной жизни ему может не хватать социальных связей с другими, данное предложение задевает эмоциональную сферу претендента и вызывает желание присоединиться к общности. В свою очередь, социальная общность дает в разы больший эффект воздействия на человека.
5. Непогрешимость инициаторов проекта – они точно знают каким образом вы можете разбогатеть и не могут ошибаться. Несогласие с инициаторами проекта в вопросах, определяющих реализацию его алгоритма, тем или иным образом подавляется.
Если, попав на тренинг, вы обратили внимание, что элементы описанного выше алгоритма имеют место, то это серьезный повод задуматься, стоит ли продолжать посещать его дальше, так как впоследствии это может не только негативно повлиять на ваше финансовое благополучие, но и не лучшим образом сказаться на психическом здоровье.
***
Желание быстро разбогатеть старо как мир. И всегда будут находиться те, кто будет зарабатывать на этом желании. Для того же, чтобы не закопать свои деньги на "поле чудес", необходимо уметь критически осмысливать предложения, сулящие "гарантированный успех" и уж если искать "бизнес-учителей", то выбирать их среди тех, кто действительно чего-то добился в бизнесе и заслуживает доверия. Проблема только в том, что, как правило, подобные люди не занимаются тем, что учат других "как делать бизнес" за деньги.
Автор: Искандер Исхаков, Исполнительный директор Центра развития исламской экономики и финансов
Источник:
ansar.ru