А чтобы человек получил эту информацию, необходимо максимально подробно изложить всю структуру расходов организации и заложить в нее плановые значения, то есть сформировать расходную часть бюджета.
Ниже приведен пример структуры бюджета. Конечно, группировки и статьи бюджета могут меняться в зависимости от специфики организации. Предлагаемый вариант компоновки бюджета в полной мере удовлетворяет потребностям большей части религиозных организаций.
Расходная часть бюджета, сгруппирована в следующие группы (центры затрат):
- Администрация
- Богослужебная деятельность
- Образование и просвещение
- Социальная работа
- Накладные расходы
- Налоги и взносы
- Взносы в ЦРОМ
- Строительство
Доходная часть бюджета, сгруппирована в следующие группы (источники доходов):
- Внутренние источники
- Членские взносы
- Коммерческая деятельность организации
- Внешние поступления
- Добровольные пожертвования
- пожертвования от прихожан в мечети
- пожертвования от прихожан с обрядов
- пожертвования от учащихся воскресной школы
- Благотворительная помощь
- Целевые гранты от ЦРОМ
- Целевые гранты от благотворительных фондов
Бюджет (смета расходов) местной религиозной организации мусульман
1 Расходы
1.1 Администрация
1.1.01 Председатель
1.1.02 Бухгалтер
1.2 Богослужебная деятельность
1.2.01 Имам-хатыб
1.2.02 Имам
1.2.03 Муэдзин
1.2.04 Атрибутика мечети
1.3 Образование и просвещение
1.3.01 Преподаватель
1.3.02 Семинары
1.3.03 Литература
1.4 Социальная работа
1.4.01 Благотворительные обеды
1.4.02 Продукты питания
1.4.03 Религиозная атрибутика
1.4.04 Содержание кладбища
1.5 Накладные расходы
1.5.01 Услуги банка
1.5.02 Транспорт
1.5.03 Канцелярские товары
1.5.04 Автоматизация учета
1.5.05 Оргтехника
1.5.06 Пресс-служба
1.5.07 Почтовые расходы
1.5.08 Арендные платежи
1.5.09 Коммунальные платежи
1.5.10 Ремонтные работы
1.5.11 Хозяйственные товары
1.6 Налоги и взносы
1.6.01 Пошлины
1.6.02 Страховые взносы
1.6.03 Штрафы
1.6.04 Пени
1.7 Взносы в ЦРОМ
1.7.01 Взносы в ЦРОМ, 5%
1.8 Строительство
1.8.01 Проектные работы
1.8.02 Согласования
1.8.03 Строительство
2 Доходы
2.1 Внутренние источники
2.1.01 Членские взносы
2.1.02 Коммерческая деятельность
2.2 Внешние источники
2.2.01 Пожертвования от прихожан в мечети
2.2.02 Пожертвования от прихожан с обрядов
2.2.03 Пожертвования от учащихся школы
2.2.04 Благотворительная помощь
2.2.05 Гранты от ЦРОМ
2.2.06 Гранты от фондов
Расходы
Доходы
Сальдо бюджета
Бюджет выносится на Общее собрание организации (в январе), где обсуждается и утверждается обычным большинством голосов. А так как этот документ является продуктом коллективного обсуждения, то в его легитимности никто усомниться не сможет и исполнение его становится обязательным для всех членов организации.
Таким образом, мы решаем задачу по формированию расходной части бюджета и определяем плановую сумму обременения, которое будут нести члены организации. Общую сумму расходов делим на количество членов организации, получаем размер членского взноса (обременения).
Формирование и исполнение доходной части бюджета
С точки зрения позиционирования того или иного верующего относительно той или иной организации верующий всегда будет относиться к одной из трех категорий:
- Член этой организации – гражданин России, проживающий по месту деятельности организации, участвующий в управлении ею, удовлетворяющий в ней свои религиозные требы, несущий прямую финансовую ответственность за содержание и развитие организации. Далее – «член».
- Прихожанин этой организации – в силу тех или иных причин не является её членом, поэтому в её управлении участия не принимает и никакой ответственности за содержание и развитие организации не несёт, а просто удовлетворяет в общине свои религиозные требы. Далее – «прихожанин»
- Никакого отношения к этой организации не имеет – свои религиозные требы удовлетворяет в другой организации. Далее – «чужой»
Это - принципиальный момент: «члены» общины несут ответственность за содержание общины, а «прихожане» и «чужие» - нет. Первые обязаны давать деньги на содержание общины, а вторые и третьи – нет. Для первых участие в финансировании общины – дело обязательное, а для вторых – добровольное. Это базовый, концептуальный момент.
В первом приближении все виды источников финансирования общины можно свести к двум – внутренним и внешним. Под внутренними источниками будем понимать источники собственных средств, то есть то, на что община может в полной мере влиять. К внешним источникам отнесем те, влияния на которые община не имеет. В идеале община должна стремиться к тому, чтобы 100 % своего бюджета финансировать исключительно за счет собственных средств.
Членские взносы
У мусульманских общин России есть много проблем. Но среди них есть одна, создающая предпосылки для образования всех остальных - это отсутствие финансовой базы, независимой от внешнего влияния. Или можно сказать по-другому: наличие финансовой базы, зависимой от внешнего влияния. Например:
- Организация может привлечь деньги спонсоров, но не факт, что эти спонсоры не попросят права голоса при принятии тех или иных решений.
- Организация может привлечь деньги благотворительных фондов, но не факт, что политика этих фондов будет совпадать с политикой организации.
- Организация может построить мечеть на условии права собственности главного инвестора на эту мечеть (строение). А если он потом попросит освободить помещение?
- Начали строить мечеть под обещание финансирования от спонсора. Получили первый транш, заложили фундамент. А потом финансирование прекратилось. Организация оказалась не в состоянии стройку продолжить. И все. Стройка встала, и деньги вложены, и мечети нет. Ищем нового спонсора.
Вывод: организация должна стремиться в вопросах финансирования к независимости (максимально возможной) от внешнего влияния.
Финансовая независимость организации может быть обеспечена только наличием собственных источников финансирования: членскими взносами и пожертвованиями прихожан. И из этих двух источников только один – членские взносы, является в чистом виде «собственным». Прихожанин - сегодня есть, а завтра его нет. А член организации – он никуда не денется, поскольку тут его дом и это именно он создал организацию для удовлетворения своих духовных, социальных и религиозных потребностей. Вот он то (член организации) и является гарантом её финансовой независимости и залогом её эффективного развития.
Самое важное – для члена религиозной организации факт уплаты членского взноса равносилен уплате коранической милостыни (садака).
Ведь что такое милостыня? Это материальное обременение, которое несет верующий человек по содержанию определенных категорий сограждан и решению определенных категорий задач. Что такое членский взнос? Членский взнос – это материальное обременение, которое несет верующий человек по содержанию организации, которая обеспечивает удовлетворение социальных, религиозных, духовных и материальных потребностей ее членов и прочих лиц.
Таким образом, между «милостыней» и «членским взносом» нет никакой разницы, так как и то и другое призвано решать социальные проблемы людей. Поэтому, «членский взнос» - это «милостыня», а «милостыня» – это «членский взнос».
Для определения величины милостыни члена организации используются два вида тарифов:
Тариф "Стандартный». Размер милостыни равен сумме «Членского взноса», рассчитанного исходя из величины бюджета, покрываемого на 50% (100%) за счет взносов. Эта сумма зависит от величины бюджета и количества членов организации. Пример определения суммы милостыни по тарифу "Стандартный" при покрытии 50% расходов:
- Сумма годового Бюджета организации - 726 019 рублей
- Члены общины покрывают взносами 50 % от Бюджета - 363 009 рублей
- Количество членов общины - 35 человек
- Сумма взноса: 363 009 руб. / 35 чел. – 10 371 рубля в год
В контексте тарифа «Стандартный» следует отметить, что главная финансовая цель религиозной организации – это покрытие 100% расходов за счет членских взносов. Поэтому, в идеале, именно такой процент покрытия и должен быть ориентиром для определения величины взноса, каким бы великим в результате такого расчета он не получался.
Это – базовый вариант, ориентир, который не учитывает разницу в уровне благосостояния членов организации. А для того, чтобы принять во внимание фактор благосостояния человека вводим второй тариф.
Тариф "Индивидуальный». Размер милостыни равен 1/40 от удела, которым Бог наделил человека. Эту сумму верующий начисляет себе самостоятельно, ибо только он и Всевышний знают истинную величину этого удела. И прежде всего за эту сумму человеку придется отвечать перед Ним. И если размер милостыни определять по индивидуальному тарифу, то может статься, что начисленная сумма окажется как много меньше величины стандартного членского взноса, так и много больше.
Члены общины все свои религиозные требы удовлетворяют бесплатно, поскольку они изначально несут обременение по ее содержанию.
Кроме денежного выражения пожертвование членов общины (садака) может быть выражено в виде того или иного движимого или недвижимого имущества (вакуф), которое верующий передает в собственность общины на безвозмездной основе.
Добровольные пожертвования
Добровольные пожертвования является обезличенным (с точки зрения организации учета) и учитывается в разрезе места сбора как объекта учета, а именно:
- Пожертвование от удовлетворения религиозных треб в мечети.
- Пожертвование от удовлетворения религиозных треб на дому.
- Пожертвование от удовлетворения религиозных треб в области получения религиозных знаний и образования: обучение религии в воскресной школе (мактабе).
Здесь необходимо ответить на следующий вопрос, должны ли прихожане организации платить за удовлетворение своих религиозных треб в организации? И если должны, то сколько? Ранее было сказано, что пожертвование прихожанина – дело добровольное. Хочет – дает, не хочет – не дает. Но тем не менее, не все так однозначно…
Предположим, ходит человек в мечеть на Пятничную молитву, приглашает имама к себе домой, ходит учиться в воскресную школу. Он должен за это платить (возмещать себестоимость оказанной услуги) или нет?
Ответ предельно ясен – «должен», а вот сколько – это вопрос. Одни говорят, что «столько, сколько хочет». Другие говорят, что «столько, сколько надо». Кто прав? Вроде бы, правы те, кто считает, что вопрос определения суммы пожертвования целиком и полностью должен быть на стороне прихожанина, то есть на его совести. А если с совестью проблемы или если сумма, сгенерированная совестью прихожанина, не адекватна себестоимости услуги, которая была оказана прихожанину организацией?
Поэтому, на вопрос: «Сколько должны жертвовать прихожане организации?» - можно ответить так: «Столько же, сколько и члены организации». Вот определили мы на Общем собрании сумму взноса в 10 000 рублей в год, вот эта сумма и должна быть ориентиром для определения суммы пожертвования от прихожанина.
И если мы соглашаемся с подобным подходом, то остается только понять, как прихожанин будет эту сумму выплачивать. Тут возможны варианты:
- Если для прихожанина организации ислам является образом жизни(он регулярно посещает мечеть, учится в воскресной школе, принимает участие в мероприятиях организации), то тогда он может приобрести абонемент на посещение организации и в течение всего года пользоваться всеми благами, которые организация создает для своих членов. Всеми, без исключения.
- Если для прихожанина организации ислам сводится исключительно к обрядовой части, и он вспоминает про общину только тогда, когда ему что-то от нее нужно, то в этом случае он должен платить за каждый факт удовлетворения своих религиозных треб, 10 000 тысяч за обряд.
Многие, наверное, возмутятся и скажут: «Вы делаете из ислама бизнес. Наживаетесь на верующих. Обдираете прихожан. Это жестоко и нагло. Вы не имеете права».
Имеем, потому что нет ничего хуже и губительнее для мусульманской организации, тем более на этапе ее становления, чем недофинансирование и вызванное им плачевное состояние руководителя общины, который сразу становится легкой добычей для каждого, кто желает проведения в жизнь своих идей и распространения своей идеологии.
Кроме денежного выражения пожертвование прихожанина общины (садака) может быть выражено в виде того или иного движимого или недвижимого имущества (вакуф), которое верующий передает в собственность общины на безвозмездной основе.
Благотворительная помощь
Этот источник финансирования подразумевает собой помощь общине со стороны «чужих» верующих, то есть тех, которых данная организация ни каким образом не касается и которые помогают ей исключительно из соображений корпоративной (по вере) солидарности.
Целевые гранты от Централизованной религиозной организации мусульман (ЦРОМ)
Данный источник финансирования подразумевает под собой помощь организации со стороны Централизованной религиозной организации, в состав которой входит данная организация. Все организации обязаны перечислять в свою вышестоящую ЦРОМ определенный процент от сборов. ЦРОМ эти средства аккумулирует и направляет на реализацию своих проектов: организационных (помощь новым МРОМ и ЦРОМ), образовательных (содержание учебных заведений, проведение олимпиад и конкурсов) и так далее.
Целевые гранты от фондов
Данный источник финансирования подразумевает под собой помощь (целевой грант) организации со стороны различных благотворительных фондов и структур. Примером такого фонда может служить Фонд поддержки исламской науки, культуры и образования и его целевые гранты.
Баткаев Ринат, имам-хатыб МРОМ города Малоярославца Калужской области