- Недавний экономический кризис был во многом спровоцирован издержками традиционной банковской системы с ее процентоманией и, как следствие, неконтролируемым ростом «кредитного пузыря», который рано или поздно должен был лопнуть. Считаете ли вы, что для предотвращения подобного рода кризисов мировое сообщество должно сделать выбор в пользу исламских финансовых инструментов?
- У нас сегодня много говорят и пишут на эту тему, но большая часть работ – это пустословие на тему: как хороша исламская экономика. Обычно такие работы пишут люди, не сталкивавшиеся на практике с работой исламских финансовых институтов. Другие работы, число которых в последнее время также растет, пытаются ответить на вопрос: как приспособить тот или иной финансовый инструмент к действующему законодательству? Я бы сформулировал проблему иначе: как изменить ментальность людей, привыкших к тому, что у нас в России национальная идея, как кто-то метко заметил, – наколоть друг друга? Без этого невозможно представить успешность любых схем, какими бы красивыми и экономически привлекательными они не были. Собственно говоря, по моим невеселым прогнозам, в Татарстане так и случится, и вторая волна (первая была в 1990-е) применения принципов исламской экономики в условиях России приведет к разочарованию как потенциальных клиентов, так и тех, кто будет этим заниматься. Отсутствие необходимого законодательства будет давать нечистым на руку дельцам верную отговорку: у нас-де такие законы, и чтобы их не нарушать, мы вынуждены поступаться некоторыми принципами шариата.
В одном из хадисов Пророка говорится о границе, перейдя которую вступаешь на путь сомнительного. Это в каком-то смысле об исламской экономике. Если бы сотрудники исламской финансовой структуры честно объясняли своим клиентам, где и как они берут деньги, предоставляемые в качестве исламских кредитов, то это было бы честно и по-исламски. Наверняка выяснилось бы много интересных подробностей. Банк, как и любой другой финансовый институт, не существует в безвоздушном пространстве.
У нас практически не говорят о таком инструменте как вакф, а ведь до революции у казанских татар существовала развитая сеть благотворительных вакуфных учреждений. Всех интересуют только финансовые, приносящие быструю прибыль инструменты. Это проблема не только России, но и других стран с традиционной банковской системой. Нужно менять в первую очередь сознание, а не законы. Основам исламской экономики нужно обучать прежде всего людей, не получивших традиционного экономического образования, не имевших дела с традиционными финансовыми институтами, порядочных, способных к обучению. Много ли вы таких нынче сыщете? Думаю, что нет.
- Не все в курсе, чем исламский банк отличается от традиционного. Мои познания на этот счет сводятся к тому, что Коран запрещает работать с процентами, поэтому если я захочу стать предпринимателем при помощи исламского банка, тот станет моим партнером по бизнесу…
- Да, участие в прибыли банка – лишь один из методов финансирования в исламском банковском деле. В наши дни в исламских банках имеется альтернатива практически всем традиционным финансовым инструментам. Есть например финансирование в форме контракта мурабаха, когда банк покупает товар от имени клиента, а затем перепродает ему этот товар с наценкой за оказанные услуги. Есть беспроцентная ссуда кард аль-хасан, есть альтернатива традиционному страхованию – такафул. Участники контракта осуществляют денежные взносы, одна часть которых направляется в специальный фонд, предназначенный для возмещения убытков при наступлении страхового случая, другая – инвестируется по принципу разделения прибылей и убытков, с целью получения прибыли. Все участники разделяют между собой прибыль и потери от инвестиционной деятельности фонда.
Но повторяю: на одних финансовых схемах далеко не уедешь. Мы преступно недооцениваем роль этики в развитии рынка исламских финансовых услуг. В качестве иллюстрации приведу пример из собственной жизни. Однажды я был приглашен в качестве докладчика на одну из многочисленных конференций по исламской экономике. Когда нам оплачивали дорогу, представитель Исламского банка развития поинтересовался, почему я приехал на поезде, когда мог воспользоваться услугами авиакомпании. Оплачивался даже бизнес-класс. Я сказал: «Странно слышать это от вас. Мы обсуждаем исламскую экономику, а вы предлагаете использовать роскошный транспорт, когда можно довольствоваться лишь самым необходимым».
- Если вторая волна применения принципов исламской экономики в России, как вы прогнозируете, вызовет разочарование, можно ли ждать третью?
- Вне всякого сомнения, исламский бизнес в России будет развиваться, и свою нишу в отечественной экономике исламские финансовые институты обязательно займут. Хотя и не очень просторную – далеко не все мусульмане в одночасье станут клиентами исламского банка. Некоторые апологеты исламской экономической модели часто приводят в пример Малайзию, где клиентами исламских банков в основном являются немусульмане. Но, во-первых, речь идет о стране с огромной, экономически активной китайской диаспорой, а во-вторых, исламский банк действительно выгоден в первую очередь корпоративному сектору, заинтересованному в льготном финансировании. В том же, что касается привлечения средств, в частности, – работы с вкладчиками, существуют нерешенные во многих юрисдикциях проблемы. В частности, не везде решен вопрос: может и должен ли клиент рисковать основной суммой вклада или только несет риск неполучения прибыли?
Однако даже если клиенту не удалось найти исламские финансовые продукты, в России можно найти инструменты для инвестирования, приемлемые для мусульман. Возьмем инвестиции в золото. Проблема лишь в том, что у нас пока, несмотря на кажущееся многообразие, не сформированы в полной мере комфортные условия для вкладчиков, желающих инвестировать свои средства в золото. Вернее, прикупить золотишко-то можно и в монетах, и в слитках, и в виде обезличенных металлических счетов (ОМС), но с доходностью что-то непонятное творится. Первый важный шаг – отмена НДС при инвестировании, например, в те же золотые монеты – сделан, но этого мало. Нужно, чтобы цены на золотые монеты коррелировались с рыночными. В последнее время, когда наблюдается дикий рост цен на золото, можно было бы реально и халяльно заработать на этом. Но если вы проследите динамику роста цен на золотые монеты в том же Сбербанке, вы поймете, что при любых скачках цен на рынке все равно останетесь в проигрыше, и не только потому, что существует серьезный спрэд между ценой покупки и продажи монеты. Логику формирования цен на эти монеты в банке вы никогда не постигните. Конечно, есть еще инвестиции в недвижимость, но это могут позволить себе немногие из россиян.
Когда-то я реально видел в исламской экономике инструмент для переустройства общества на более справедливых началах. Сейчас я вижу в ней лишь альтернативу, выгодную определенному кругу клиентов. Я считаю, что у людей должна быть возможность выбора между различными финансовыми продуктами и стратегиями, поэтому исламскую экономику надо по мере сил поддерживать и развивать.
- Недавно Президент Татарстана Рустам Минниханов вернулся из рабочей поездки в Дубай, где принял участие в работе инвестиционного форума Annual Investment Meeting 2011. В этой связи хотелось бы узнать, какими вы видите перспективы экономического сотрудничества республики со странами исламского мира.
- Все кругом только и говорят, что Татарстан – мост между Россией и мусульманским Востоком. Это и в самом деле похоже на правду. Для мусульманских инвесторов интерес татарстанских властей важен и показателен, потому что для них это – серьезная гарантия их бизнеса в республике. А без этого исламские инвесторы в Россию не придут. Для них наша страна непредсказуема. Да что для них, для нас самих она непредсказуема.
Инвестиционный потенциал Татарстана очень и очень неплохой. Я имею в виду не только нефтянку, но и другие отрасли, начиная с машиностроения и заканчивая экотуризмом. У республики есть также потенциал для развития халяльного туризма. Иностранные мусульмане чувствуют себя здесь комфортно, в отличие от Москвы, где отношение к выходцам из мусульманских стран в целом недружелюбное. Москва суетливая, она поглощает, а Казань – мусульманский город с минаретами, мечетями и толерантным отношением к приезжим. Нужна «только» европейского уровня туристическая инфраструктура.
- Ренат, возглавляемая вами кафедра имеет двойное название – «регионоведения и исламоведения». Следующий вопрос касается именно регионоведения. С начала этого года весь мир следит за развитием революционных событий в странах Магриба и на Ближнем Востоке. Чего следует ждать в будущем?
- Для подавляющего большинства людей в западном мире произошедшее оказалось полным сюрпризом. Хотя те, кто часто бывал в этих странах, видели тление фитиля революции в сердцах горячих арабов… По большому счету, случившиеся революции – это только начало. Задача России – сделать правильные выводы из случившего, предугадать развитие событий и повлиять на него в своих интересах. Потому что происходит серьезная перегруппировка сил в регионе, и Ближний Восток уже не будет таким, каким он был раньше. Наша кафедра не может оставаться в стороне от анализа этих тенденций. Как говорят дипломаты, мы продолжаем следить за ситуацией.
В случае с Ливией, даже если Каддафи выгонит из страны всех мятежников, точка невозврата уже пройдена. Диктаторы всегда плохо кончают. Западные страны никогда не простят Каддафи тех унижений, которым он подверг их, используя их жалкую зависимость от углеводородов. На международном уровне Каддафи – дурно пахнущий политический труп. Но для стран, желающих освободиться от влияния западных держав, лидер Джамахирии – символ противостояния этому самому влиянию. К мятежникам, я, впрочем, тоже большой симпатии не испытываю. Часто тот, кто убил дракона, сам становится драконом. Эти смахивают как раз на будущих драконов.
- А имеют ли под собой какие-то основания слухи о том, что эти революции организовало ЦРУ?
- ЦРУ, конечно, одна из мощных спецслужб, но все равно не настолько, чтобы заварить такую адскую кашу. Не будем забывать, что ближайшим союзником США в регионе является Израиль. Окруженная арабскими государствами, эта страна не ждет от формирующихся режимов ничего хорошего и готовится к самому худшему сценарию. Пример Египта это хорошо показал. Сирия – тоже не самый приятный сосед для евреев, но результаты революции могут еще больше разочаровать Израиль. Проблемы в других странах Ближнего Востока также становятся головной болью не только их соседей, но и всего мирового сообщества. Йемен грозит распасться и превратиться в новую черную дыру наподобие Сомали. Открытым остается вопрос о Саудовской Аравии. Королевская власть кажется незыблемой, но никто не даст гарантии, что если страна не встанет на путь реформ, она не повторит судьбу Египта или Туниса. Цепная реакция продолжается и ее нельзя остановить. Революции невозможно держать в узде.
- Ренат, жизнь подтвердила актуальность выбранного вами направления исследований. Но почему вы решили продолжить их не в МГИМО, а в Казанском университете?
- Все просто до безобразия. Я получил интересное предложение от нынешнего ректора Казанского университета Ильшата Гафурова и не смог от него отказаться.
По-видимому, здесь, в Казани, я оказался более востребованным со своей тематикой, чем в стенах альма-матер. В этом нет ничего странного и плохого. Миграция ученых в наши дни – обычное явление. Удастся кафедре справиться с задачей возрождения казанской школы исламоведения или нет – не знаю, но было бы обидно не попытаться что-нибудь сделать на этом поприще. Конечно, Казембеков у нас на кафедре нет, но имеются подающие надежды молодые кадры, большая часть которых – выпускники КГУ. У нас собрались если не самые лучшие, то, по крайней мере, достойные специалисты в своих областях, за каждого из которых не стыдно. С нового учебного года все основные базовые курсы по исламу будут читаться преподавателями нашей кафедры, начиная с «Введения в исламоведение» и заканчивая «Исламской экономикой». Создание в структуре Института востоковедения кафедры регионоведения и исламоведения – это, хочется верить, только начало модернизации всего Института востоковедения. Институт должен меняться, как и весь университет в целом.
- В чем выразятся эти изменения?
- Планов много. Хочется надеяться, что в самое ближайшее время в Институте востоковедения будет создана кафедра африканских языков. Для Казани это звучит немного дико, но, тем не менее, в России очень мало специалистов, знающих африканские языки. Даже в Институте Африки РАН работает всего один ученый, владеющий африканским языком, – кажется, хауса. А ведь в СССР была мощная школа африканистики. Бросать на произвол судьбы это направление считаю преступлением. По большому счету, кроме Дальнего Востока и возможно Турции, другим регионам Востока в Институте востоковедения пока уделяется недостаточно внимания. В общем, планов много, и все они так или иначе вписаны в стратегию развития КФУ.
Алексей Егоров, журнал "Идель", июнь 2011 года.