Причем, аргументы, предъявляемые в поддержку своих слов тоже весьма размыты, неоднозначны и пространны. «Нашли ДНК свинины!» - например, самый коварный аргумент. Ну кто из простых смертных будет готов засомневаться в запретности такой продукции для мусульман после такого заявления? Но вот о том, что метод, который используется при такого рода анализе, среди научного сообщества считается не только спорным, но даже и лаборатории пишут в своих заключениях предупреждения «Распространение протокола без предварительного согласования с испытательным центром запрещены», а также о том, что результаты могут зависеть и от того, где лежала продукция, на какой полке, каким ножом резалась и т. п., причем, один и тот же образец может и показать и не показать наличие ДНК свинины, - об этом, конечно, информация до простого потребителя не доносится. Да ладно об этом - о том, что в продукции самого «добросовестного» защитника халяль потребителя тоже время от времени находят ДНК свинины - почему-то молчание. И да, ДНК - не мясо и не кровь, и обнаружить его куда проще, чем сделать вывод о количественном составе. Не случайно вопрос о методах и порядке проведения испытаний на наличие ДНК вынесен в план работ Проектно-технического комитета «Продукция и услуги халяль», созданного осенью 2017 года при Россстандарте на базе Российского исламского института, с целью унификации стандартов халяль на федераоьном уровне.
Зачем манипулируют сознанием простого потребителя?
«Скажи: «
Что вы думаете об уделе, который ниспослал вам Аллах, часть которого вы объявили запретной, а часть — дозволенной». Скажи: «Аллах позволил вам это или же вы возводите навет на Аллаха?».» (Коран, 10:59)
Нам в компанию «Алиф», в оргкомитет
Выставки Халяль экспо, да и просто от знакомых постоянно приходят вопросы и жалобы по поводу той или иной продукции, которая стала «жертвой» подобных нападок. Информация негативного характера, как правило, распространяется в разы быстрее и эффективнее, чем любая позитивная информация. Так что если предположить, что лицо, распространявшее поклеп на компанию, одумается и решит исправиться, разослав корректный релиз, он, само собой, дойдет уже до гораздо меньшего числа людей.
При этом, как правило, у самого рьяно защищающего интересы халяль потребителей, органа сертификации не все гладко с продукцией – и колбаса лопается, и червей находят в мясе (да, это не только в рамки халяль, это в рамки никакого санпина не вписывается!), и чего только не происходит. Почему-то ни одного извинения или предупреждения от заботливого органа не было. А если и удавалось кому-то поймать на явной ошибке таких деятелей, то отделываются они легким испугом и обещанием «принести публичные извинения». Конечно, ни извинений, ни исправлений своего нехаляльного поведения, как правило, за этим не следует.
Самопровозглашенные контролеры халяля
На сегодняшний день, участники рынка халяль сертификации настроены скорее враждебно по отношению к друг к другу, и основная причина тому, на мой взгляд, неведение. Неведение и непрофессионализм в тех вопросах, в которых данные организации как раз-таки должны разбираться очень хорошо.
Одна из причин, как мне видится, в том, что все органы халяль сертификации объединяют в себе две разные сферы – стандартизацию и сертификацию. Что это значит? Это значит, что та же самая организация как разрабатывает стандарты халяль, то есть документ, который отвечает на вопрос, что дозволено, а что запрещено, так и проводит работу по проверке соответствия клиентов-заказчиков данным стандартам. В чем опасность? В том, что, имея такие возможности, ты начинаешь ощущаешь свою безграничную власть над рынком. И чем дальше - тем больше функций на себя берешь, включая но не ограничиваясь, направлением различных халяль-надзирателей, которые «кошмарят» рынок, оказанием услуг в сфере маркетинга и пиара (в том числе черного пиара), проведением мероприятий и пр.
К слову, международные стандарты стран Персидского Залива не допускают такой ситуации. Разработка стандартов должна проводиться определенными компетентными специалистами в данной области, и утверждаться авторитетной организацией. А сертификация должна проводиться иными структурами, которые, принимая в работу готовый утвержденный стандарт, проводят уже чисто техническую работу и не выносят решение, что – халяль, а что – харам. Иначе у нас получается, что каждый орган сертификации «мнит себя алимом или муфтием».
Кстати, кто такой муфтий в традиционном понимании исламского мира, как человек, выносящий фетвы (правовые заключения), какие требования предъявляются к такому лицу – читайте, к примеру,
шариатский стандарт № 29 AAOIFI. Например, «Обязательным условием является отсутствие личных интересов … в вопросе, по которому обращаются за фетвой» (п. 5.3).
В нашей практике, многие могут возразить, что стандарты утверждаются в тех или иных случаях советом улемов или духовным управлением и пр. Однако, увы, это скорее формальность, нежели реальная практика. В советах улемов и ДУМах практически отсутствуют специалисты в сфере технологий халяль, как пищевых, так и других областях жизнедеятельности. Надеюсь, эта сфера, тем не менее, будет преобразовываться и совершенствоваться в ближайшем будущем.
«Правильный халяль только у меня»
Мотивированы обвинения в нехаляльности, как правило, личной неприязнью, домыслами, слухами или иными факторами. К слову сказать, данные факторы не могут быть основанием для вынесения решения о чем-либо. Не говоря о том, что роль и функции судейства Всевышний не возложил на нас как рядовых верующих, но что очень охотно берут на себя некоторые органы сертификации.
К слову, даже такие авторитетные международные организации, как Академия фикха, AAOIFI и прочие отказываются выносить какие-либо суждения о соответствии халялю тех или иных конкретных компаний и продуктов. Их задача – сугубо вынесение фетв и ответ на конкретные жизненные вопросы. И они не берут на себя функции суда и контроля.
Но проблема в том, что психология пост-советского человека, еще не окрепшего и не привыкшего к самостоятельному и независимому мышлению такова, что стоит его запугать харамом, как он тотчас же станет твоим сторонником и приверженцем. Ведь что может быть милее и важнее, чем когда твои чувства как халяль потребителя защищаются. Чистая психология.
Как это не прискорбно, но за всем этим рвением к чистоте халяля просматривается банальный материальный интерес. Ведь в конце концов более жесткие рамки приводят ни к чему иному, как к условию о том, что компания, получающая сертификат, должна приобретать сырье только у аффилированных поставщиков, а это прямое нарушение не только российских и международных законов, но и подрывают саму суть сертификации.
(P.S.: противоречие стандарту стран Персидского Залива о том, что не должно быть аффилированности между органом сертификации и какой-либо компанией-производителем)
Можно было бы конечно назвать все имена, пароли, явки, да уж больно много негатива сегодня в исламских сми и социальных сетях. Кто в теме - тот поймет, кто не в теме - будет предупрежден, а кто-то может переоценит свои действия и посмотрит на них с другой стороны.
Продолжение следует…