На рынке халяль сегодня нет единых стандартов, соответственно, можно встретить товары с различной маркировкой, обозначающей, что продукт соответствует требованиям халяль. Требования стандартов по пищевому производству халяль в целом едины – это отсутствие в продукции алкоголя, свинины, мертвечины, мяса и жира животных, забитых не по правилам монотеистических религий, а также любых вредных для здоровья человека и общества веществ и их производных. В то же время есть и ряд тонкостей, по которым между различными стандартами могут быть существенные разногласия. Но это тема отдельного разговора.
В мире существует свыше сотни органов халяль сертификации, какие-то работают на государственном уровне, кто-то является коммерческой компанией, аккредитованной при государственном учреждении или международной организации; есть и просто частные лица и компании, работающие по своим собственным стандартам. При выборе органа сертификации халяль очень важен вопрос доверия и признания сертификата, а также известности и узнаваемости халяль маркировки. Но это далеко не все критерии, которые важно учитывать.
В России существует не менее 13 систем добровольной сертификации халяль, помимо этого ряд религиозных мусульманских организаций в разных регионах выдают свидетельства в подтверждение соответствия религиозным канонам. Как быть в такой ситуации производителю, стоящему перед выбором органа по сертификации? Ведь сертификация – это процесс часто затратный по временем и ресурсам.
Предлагаем список из 10 критериев, которые необходимо учитывать при выборе органа по халяль сертификации, чтобы потом не столкнуться с неприятными сюрпризами или необходимостью замены контрагента. А ведь процедура сертификации обычно предполагает не только длительное взаимодействие всего коллектива с органом по сертификации, но и длительность отношений после первичного освидетельствования, чаще всего, не менее 2-3 лет.
Неприятность может случиться и тогда, когда возникает необходимость прохождения сертификации сразу у нескольких органов. Например, когда нужно попасть на рынки разных регионов или стран или появляется важный клиент-заказчик, который признает только сертификацию или маркировку конкретного органа.
Итак, критерии выбора органа по халяль сертификации, на которые следует обратить внимание российскому производителю.
1. Легитимность
По оценкам международных органов халяль аккредитации, огромное число организаций, выдающих халяль сертификаты в разных странах мира, не являются даже зарегистрированными юридическими лицами. Особенно это касается ситуации в европейских странах. Более того, многие организации представлены, по сути, одним физическим лицом, которое и оформляет документы и выезжает на проверку и выписывает документ и осуществляет контроль. Само собой, стандарт также он пишет сам, если таковой вообще есть.
Конечно, такая ситуация встречается довольно редко, но она может иметь место и на российском рынке.
Легитимность органа сертификации определяется прежде всего официальным юридическим статусом, а также наличием аккредитации. Вот с аккредитацией у всех российских органов халяль сертификации пока сложности. По сути, все такие организации сами себя аккредитуют. То есть сами пишут стандарты, сами утверждают их и сами по ним проводят сертификацию. Требования международных халяль стандартов, например, Саудовской Аравии, предусматривают четкое разделение процессов стандартизации и сертификации. В ближайшие годы ожидается, что и российский рынок к этому придет. Этому призван способствовать Проектно-технический комитет № 704 «Продукция и услуги халяль» (далее – ПТК),
созданный в декабре 2017 года при РОССТАНДАРТЕ в целях разработки единых стандартов халяль для России. В ПТК сформированы три подкомитета – по пищевой продукции, по непищевой продукции и по услугам. В задачах ПТК – разработка единых для России стандартов по каждому из направлений до 2021 года.
2. Географическое присутствие и признание сертификата.
Этот аспект особенно важен, если вы хотите поставлять халяль продукцию на экспорт. Будь то страны СНГ, Ближнего Востока или Юго-Восточной Азии. Если в рамках СНГ пока ограничений и требований к ввозу халяль продукции нет, то в странах с более сильным влиянием религии на правовую систему все гораздо серьезнее. Здесь необходимо понимать, какие мировые системы стандартизации халяль существуют. Наиболее известны – малазийская и система стран Персидского Залива (к счастью, с недавнего времени у всех стран Залива действуют единые стандарты по халяль, более того, они признаются практически во всех странах мусульманского мира). Особняком стоят Иран и Индонезия. Данные страны признают только их собственные стандарты и собственную сертификацию халяль. В то же время, если вы хотите поставлять продукцию в Саудовскую Аравию, сертификат, полученный от малазийского органа сертификации, не пройдет. Вам необходимо пройти сертификацию у одной из организаций, аккредитованных при Gulf Accreditation Centre или ином аккредитующем органе стран Залива.
3. Репутация.
Очевидно, что чем выше репутация органа по халяль сертификации, тем выгоднее с ним сотрудничать. Более того, иногда ваши клиенты-заказчики предприятия могут предъявлять требования о наличии сертификата или значка именно от конкретного органа сертификации. Важно при этом оценить и региональное признание маркировки халяль и сертификата. Вполне возможно, что вы производите продукцию в Брянской области, а хотите продавать в Дагестане, где у покупателей могут быть свои убеждения в отношении «правильного» значка или сертификата. Либо, возможно, вы производите продукт в Челябинской области, а хотите продавать в Татарстан. Оцените, как воспринимаются различные значки халяль в данном регионе, либо, если вы делаете производство для конкретного крупного закупщика, уточните, каковы его пожелания. При всем этом, на самом деле, по большей части потребителю все равно, какой значок стоит на упаковке. Большая часть покупателей, ориентированных на халяль, ограничится наличием любого значка, указывающего на халяльность товара. Но, тем не менее, этот фактор не стоит отбрасывать.