Успейте заказать в нашем магазине IFExpert
БЕСЕДОВАЛА ДИЛЯРА АХМЕТОВА
Жафар Азизбаев о развитии халяль
Умма нуждается в технологах пищевой промышленности по стандарту халяль
7-9 июня в Крокус Экспо состоится первая в России промышленная выставка товаров, сертифицированных в соответствии со стандартами халяль - Moscow Halal Expo 2010. О том, как развивается рынок халяль в России и каковы его перспективы IslamRF.Ru побеседовал с руководителем Центра стандартизации и сертификации халяль Совета муфтиев России Жафаром Азизбаевым.


- Жафар Хусаинович, впервые товары с маркировкой халяль появились на российском рынке 20 лет назад и это была импортная продукция. В этом году проводится Первая Московская международная выставка Халяль - Moscow Halal Expo 2010. Охарактеризуйте, пожалуйста? путь, который был пройден в сфере халяль в России за эти два десятилетия?

Если говорить о практике сертифицикации по стандарту халяль в мире, то она началась во второй половине двадцатого столетия. Для живущих в сельской местности людей не было проблем с проверкой достоверности халяль, поскольку в сельской местности люди производят продукты питания сами или их соседи. А когда урбанизация затронула мусульманский мир, т.е. началось движение населения в города, через некоторое время встал вопрос об обеспечении этих масс халяльным питанием и подтверждения халяльности продукции, изготовленной промышленным способом. Сегодня, к примеру, в Индонезии, более 80% всего объема реализуемой населению продукции сертифицировано по стандарту халяль.

В России ситуация была иная. В конце ХХ века мы начали возвращаться к религиозным истокам, и в городах, куда в советское время массово переселялись этнические мусульмане, возникла потребность в халяльных продуктах питания. В Россию стала поступать продукция с маркировкой халяль из Бразилии, Франции и других стран. На продукции, которую начали изготовлять в России, производители клеили специальные этикетки с полумесяцами, рисовали мечети, делали надписи «халяль» на русском, татарском, английском и др. языках. Эти продукты продавались в специальных магазинах при мечетях. Приходилось объяснять мусульманам что означает этот термин. Сейчас перед нами уже не стоит задача объяснять этническому мусульманину что такое халяль, но в связи с тем, что халяльные продукты можно найти во многих крупных сетевых магазинах, на данном этапе мы должны объяснять суть халяля немусульманам. И мы не устаем повторять, что халяль – это, прежде всего, наиболее безопасная и качественная продукция.

В 2002 году Совет муфтиев России начал создавать структурное подразделение, которое контролировало производство и торговлю продукцией халяль. Началась подборка кадров, разработка нормативной документации. Первый стандарт халяль в России был разработан в ноябре 3003 года. Первый сертификат о соответствии продукции стандарту халяль выдан 1 декабря 2003 года компании «ТОПОЛИС»(г. Коломна), производившей мясную и колбасную продукцию. Одним из первых сертифицировался и крупнейшее мясоперерабатывающее предприятие России «Мясокомбинат Микояновский».

В последующие годы во многих регионах были организованы комитеты по стандарту халяль. Активность в этом направлении проявили следующие регионы: Татарстан, Башкортостан, Мордовия, Карелия, Чечня, Тюменская, Саратовская, Пензенская, Свердловская области, Пермский край. Советом муфтиев России была разработана система добровольной сертификации. Центр стандартизации и сертификации халяль Совета муфтиев России и Комитет по стандарту халяль при ДУМ Республики Татарстан зарегистрировали собственные знаки соответствия в ГОССТАНДАРТЕ.

С другой стороны, предприятия и сами стали проявлять активность в освоении этого рынка. Наиболее активны в этом в настоящее время можно назвать компании «Приосколье», «Царицыно», «Халяль-Аш», «Сафа», «Mos-Et» (торговая марка «Эколь»), Казанский мясокомбинат, Пензенский мясокомбинат и др. они агрессивно входили в крупные торговые сети, такие как Метро, Ашан, Утконос, Пятерочка, Перекресток. Все это дало возможность получить доступ к халяльной продукции многим жителям центрального региона.

И все же нельзя говорить о том, что рынок халяльного мяса в России сформирован. Из расчета среднестатистического потребления мяса курицы на одного человека, в 2009 году в России произведено курятины достаточной для обеспечения 400 тысяч человек, а мусульман в России 20 миллионов. А производитель халяльных колбас из Новосибирска наладил поставки своей продукции в Объединенные Арабские Эмираты.

- А существуют ли данные об объеме рынка халяльной мясной продукции в абсолютных величинах?

К сожалению, нет. Маркетологи и соответствующие коммерческие аналитические компании не интересуются этой темой, статистика не ведется и госучреждениями, курирующими сельское хозяйство и производство продуктов питания. Производители тоже не всегда готовы раскрывать данные о своих объемах. По нашим приблизительным подсчетам, объем промышленного производства халяльного мяса в России к концу 2009 – началу 2010 года составляет 7000 тонн в месяц. Если учитывать, что в цеха производителей колбасных изделий и полуфабрикатов сырье попадает от частных производителей халяльного мяса, а также некоторый объем мяса реализуется частными предпринимателями самостоятельно, эту цифру нужно умножать на два. Есть еще и ввозимая продукция.

Для сравнения – в 2003 году, по нашим подсчетам, этот объем составлял приблизительно 70 тонн продукции, произведенной промышленным способом. В 2004 году компания «Халяль-Аш» производила 30 тонн продукции в месяц, «Микояновский» - 10 тонн, а «ТОПОЛИС» - 4-5 тонн. Впоследствии «Микояновский» отказался от производства халяль, т.к. тот объем продукции, который можно было реализовать, был слишком мелок для такого крупного производителя.

Тем не менее, работая с «Микояновским» мы приобрели ценнейший опыт – методологию организации производства в соответствии с максимально высокими профессиональными стандартами и отработали технологию работы на смешанных производствах.

Рост объемов продукции шел параллельно с повышением спроса на нее. В 2004 году и тот объем было трудно реализовать, потребитель не был готов к таким понятиям как «сертифицированная продукция», «маркировка халяль». Люди, которые придерживались в еде халяля, больше доверяли родственнику или соседу, который производил мясо в частном порядке, нежели крупным цехам. Сейчас выросла молодежь, которая хочет покупать сертифицированное.

Возвращаясь к вопросу статистики, отмечу, что проведением Moscow Halal Expo 2010 мы также хотим обратить внимание аналитиков и регулирующих органов на этот рынок.

- А когда возникла идея проведения Moscow Halal Expo и что явилось предпосылкой к этому?

Идея провести выставку халяльной продукции «витала в воздухе» в течение последних трех лет. Тогда мы считали, что еще не готовы. К реализации этого проекта мы шли поступательно начиная с 2006 года. Одним из первых шагов в этом направлении было издание во Всероссийском научно-исследовательском институте мясной промышленности им. В.М.Горбатова книги «Мясо и религия: Продукты Халяль». Затем в 2008 году в том же учреждении был проведен недельный семинар для технологов мясной промышленности и руководителей мусульманских общин об особенностях производства халяльной мясной продукции.

В 2009 году делегация СМР ездила на всемирно известную выставку халяльной продукции в Малайзию – MIHAS и провели там ряд переговоров. Наш Центр вошел в Ассоциацию органов по сертифицированию халяль стран Организации исламская конференция.

Рынок халяль в России – очень привлекателен, в нем хватит работы даже если центры стандартизации и сертификации халяль откроются в каждом регионе. При этом, уровень качества наших изделий очень высок. Особенно это относится к производствам, которые перевели всю свою продукцию на «халяльные рельсы». Это уже упоминавшаяся торговая марка «Эколь» и компания «Приосколье» - один из крупнейших производителей мяса курицы. Последний, в частности, строит новые цеха, в которых будет внедрять технологии, которые сравнимы с космическими: персонал, прежде чем войти на производство, должен будет пройти т.н. камеру чистоты – в одной комнате человек раздевается, в другой принимает душ, уже в третьей одевает чистую одежду. Причем рабочая форма каждый день одевается чистая. Специальный санитарный пропускник не позволит работнику войти в цех? предварительно не просканировав его руки на предмет чистоты.

- Как за эти 20 лет менялась стратегия ведения бизнеса, поведение компаний на рынке?

Раньше приходил человек и говорил: «Хочу заниматься халяльным производством». Сейчас такие тоже есть, но это по большей части кустарные производители. Серьезные компании анализируют рынок, выезжают в регионы, составляют бизнес-план. Так, к примеру, поступила компания «Царицыно», которая начала с 7 тонн продукции, а сегодня производит 150-170 тонн «новых» и более 400 «старых» колбасных изделий в месяц. С сожалением могу констатировать, что на этом рынке очень и очень мало владельцев компаний – мусульман. В большинстве своем крупные серьезные производители – это немусульмане, которые видят в халяльной продукции перспективу и рентабельный бизнес.

Что касается анализа рынка, мы давно уже говорим о необходимости создать ассоциацию производителей халяль. Это позволило бы общими усилиями составлять аналитические выкладки, а что еще более важно – бороться с недобросовестными производителями халяля, в том числе привлекать к ответственности через суд.

- Кроме мясной продукции, в каких других видах развивается халяль?

Сфера халяль растет и вширь и вглубь. Стимулом для сертификации халяль товаров помимо мяса является их экспорт в мусульманские страны. К примеру, в России производятся дезодоранты, конфеты, сухое молоко, шоколад, продукты быстрого приготовления, сертифицированные халяль.

- Какими должны быть следующие шаги для поступательного развития халяльного рынка России?

Об одной из важных задач я уже сказал – это объединение игроков рынка халяль в ассоциацию, для консолидированной защиты своих интересов. Было бы полезным также объединение центров по сертификации халяль в странах Европы, ведь такие органы существуют и во Франции, и в Великобритании, и в Италии и многих других европейских государствах. Объединившись по примеру того, как это сделали соответствующие органы стран ОИК, мы могли бы автоматически признавать сертификаты друг друга и также сообща решать возникающие трудности.

Что касается расширения сферы халяль конкретно в России, мы сегодня имеем такую ситуацию – в центральных областях России и в республиках с титульным мусульманским населением обеспеченность халяльными продуктами в целом благополучная, но в дальних регионах – Восточной и Западной Сибири, Дальнем Востоке, регионах за полярным кругом, ситуация по-прежнему сложная. В этом виноваты и сами мусульмане – мы слишком инертны. А крупные бизнесмены из числа мусульман не обращают никакого внимания на возможности бизнеса, связанного с халяльными продуктами питания, он им кажется непривлекательным. Необходимо заниматься логистикой, налаживать поставки продукции в эти регионы, в частности, эффективным было бы создание предприятий по примеру действовавшего в советское время Отдела рабочего снабжения на железной дороге. Это предприятие занималось тем, что развозило необходимые товары в дальние регионы рабочим железной дороги.

Очень важным для нас является и вопрос подготовки кадров для этой сферы. Сейчас этим не занимается и не интересуется никто, включая и исламские вузы. Между тем мы остро нуждаемся в технологах пищевой промышленности, которые могли бы налаживать и следить за процессом промышленного производства продуктов питания халяль. Эти специалисты должны совместно с исламскими правоведами решать и актуальные вопросы халяля из сферы фикха. Поясню на конкретном примере: не так давно возник скандал вокруг Ялуторовского предприятия по изготовлению колбас. Дотошные мусульмане при помощи специального прибора проверили их продукцию и выяснили, что в говяжьей колбасе содержится свинина и курятина. Директор завода уверяет, что в процессе производства свинина и курятина в изделие попасть не могла никак. На самом деле молекулы свинины попадают в изделия вместе с усилителями вкуса, консервантами и прочими добавками, которые делаются на основе белка из свиного мяса.

Химики пищевой промышленности говорят: на смешанных производствах на уровне ДНК избавится от свинины невозможно. Там, где на одном столе разделывается все мясо, даже если перед тем, как разделывать халяльное мясо, столы тщательно промывают, на молекулярном уровне фрагменты свинины остаются. То же самое относится и к транспортировке продукции. Но ведь по международным стандартам изготовления халяля разрешается производить халяльное мясо на смешанных производствах. Нам в условиях России необходимо, чтобы академии фикха дали теперь такой ответ: сколько молекул свиного белка допускается на килограмм халяльного мяса.

Диляра Ахметова

Чекайте последние новости, и давайте обсуждать!
Мадина Калимуллина
Показать еще