Конечно, есть не вызывающие сомнений в халяльности агар-агар – желатин из водорослей, пектин из фруктов, но все же в массовой промышленности чаще используется продукт животного происхождения.
Истихаля применительно к желатину
Среди исламских ученых существуют различные точки зрения в отношении дозволенности или запретности употребления желатина животного происхождения. Ученые, которые считают, что употребление животного желатина дозволено в любом случае, независимо от того, из какого животного он сделан, объясняют свою позицию тем, что в процессе производства желатина произошло превращение запретного / нечистого вещества в чистое и дозволенное, данный процесс в исламском праве называется
«истихаля».
Животный желатин делается из шкуры, кожи, костей, хрящей или сухожилий животных путем кипячения. Кости перед кипячением сначала обезжиривают, а их минеральные компоненты удаляют, обрабатывая кислотой. Шкуру, кожу и сухожилия промывают и обрабатывают известью, чтобы размягчить коллаген перед его превращением в желатин. При этом коллаген, входящий в состав соединительной ткани, переходит в глютин. Полученный раствор выпаривают, осветляют и охлаждают до превращения в желе, которое разрезают на куски и высушивают. Готовый сухой желатин – без вкуса, запаха, прозрачный, почти бесцветный или слегка желтый. После такой тщательной переработки сложно сказать о самом желатине, что это мясо, кость, сухожилие животного или что-то еще.
Ученые в сфере исламского права разъясняют, что желатин, который получен из костей и кожи коров и свиней, полностью изменил свое состояние. У нового вещества другие химические качества. Они не схожи со свойствами исходных веществ, из которых желатин был получен. Поэтому слова ученых об истихаля могут применяться и к желатину.
Согласно словам Ибн Кайима, принцип истихаля применяется при очищении вина, в частности, производстве уксуса из вина, когда напиток теряет свойства, делающие его запретным, и превращается в напиток с другими свойствами (уксус). По аналоги (кыяс) с данным примером принцип истихаля можно применить и к производству желатина.
Таким образом, используя метод фикха сравнения по аналогии, этот принцип применяется и к остальным нечистотам, если произошел процесс «превращения» из одного состояния в другое.
В решениях, вынесенных Исламской Организацией по медицинским наукам, после рассмотрения темы о «Запретных и нечистых веществах, применяемых в пище и в лекарствах» 22-24 мая 1995 года при участии университета аль-Азхар и Международной исламской академии фикха (г. Джидда), а также Всемирной Организации Здравоохранения (г. Александрия) и Министерства здравоохранения государства Кувейт, сказано:
«Продукты питания, в составе которых присутствует свиной жир, который не изменил /истихаля/ своего исходного состояния, как например: в некоторых видах сыра, жиров, маргарина, масла и некоторых печеньях, шоколаде и мороженом, категорически запрещено употреблять. Это решение опирается на единодушное мнение всех ученых о том, что свинья является нечистым животным и её запрещено употреблять. Крайняя нужда употреблять эти продукты отсутствует.
Истихаля – это процесс превращения одного вещества в другое, при котором происходит изменение свойств нового вещества. В данном процессе нечистые вещества или вещества, загрязнённые нечистотой, изменяются и превращаются в чистые, а запретные – в дозволенные по шариату.
Поэтому:
– желатин, который был образован из костей, кожи и жил нечистых животных путем истихаля считается чистым и допустимым к употреблению;
– мыло, которое было сварено из жира свиньи или мертвечины также посредством истихаля становится чистым и допустимым к использованию;
– сыры, при изготовлении которых использовался сычуг из туши животного, дозволенного употреблять в пищу, считаются чистыми и дозволенными к употреблению;
– кремы, помады и другие косметические продукты, в составе которых есть свиной жир, использовать запрещено, если только не будет точно установлено изменение свиного жира и превращение его в другое вещество /истихаля/. Если это установлено не будет, то такие крема и прочие считаются нечистым».
Таково заключение одной из международных организаций, принятое еще в конце прошлого века. Наряду с ним есть и другие постановления, говорящие о запрете свиного желатина. Например, отдел фетв и халяль-комитет при Джамиат-уль Улама (КЗН, ЮАР) (https://jamiat.org.za) определил свою классификацию халяльности желатина:
а) желатин, добытый из рыб и растений. Такой желатин –
халяль и дозволен по единогласному решению всех алимов;
б) желатин, добытый из халяль-животных (куриц, коров и т.д.), заколотых в соответствии с исламскими правилами. Такой желатин – тоже халяль и дозволен по единогласному решению всех алимов;
в) желатин, добытый из животных, не умерщвленных по исламу (коров и куриц, не заколотых в соответствии с исламскими законами). Некоторые алимы считают такой желатин дозволенным, в то время как другие придерживаются мнения о том, что он не дозволен. Отдел фетв и халяль-комитет при Джамиат-уль Улама (КЗН, ЮАР) считают, что такой желатин не дозволен;
г) желатин, добытый из свиней. Такой желатин –
харам и является недозволенным по единогласному решению всех алимов.
Избегающие сомнительного
Мусульмане, которые категорично отказываются употреблять желатиносодержащую продукцию, опираются на слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там».
Есть ли альтернатива?
В шариате есть правило: «Если в какой-то вещи одновременно имеют место и польза, и вред или они противодействуют друг другу, то суждение строится на основе преобладающей стороны». То есть если вреда больше, то следует отказаться от данной вещи. Также есть правило крайней необходимости (дадура), согласно которому, если жизни и здоровью человека грозит опасность, он может применять то, что в обычных обстоятельствах считается запретным. Применительно к желатину данные правила тоже можно использовать в определенных ситуациях. Например, по мнению ряда ученых, если для лечения необходимо употреблять лекарство, которое производят в желатиновых капсулах, и аналогов этому лекарству нет, и без применения его состояние человека может значительно ухудшиться, то следует употребить данное лекарство, так как польза от него больше, чем в вред. Что касается кондитерских изделий, их вполне можно заменить на те, в которых нет желатина.
Комитет сертификации халяль Нижегородской области на своем
сайте озвучил следующую позицию в отношении применения желатина: «Употребление желатина, даже если он изготовлен из частей харамных животных или животных, забитых не по правилам, вполне возможно. Если же желатин произведен из растений, рыбы или халяльных животных – его можно кушать, ничего не опасаясь».
С ростом рынка халяль и системы халяль-стандартизации и сертификации по всему миру, вопросы о дозволенности желатина стали вновь возникать на повестке дня. Сегодня большая часть специалистов этой области, выступая на конференциях по халяль-тематике, единогласно заявляют о недопустимости признания халяльной продукции, содержащий желатин свиного происхождения. Такие заявления могут быть основаны несколькими причинами. Во-первых, не все ученые признают принцип истихаля. Во-вторых, не все соглашаются с тем, что в процессе производства желатина принцип истихаля действует. И в третьих, и наверное этот фактор наиболее важный двигатель – это появление халяльных аналогов свиному желатину. Ведь с развитием халяль-отрасли появляются и новые виды производств и продукции, заменяющей общераспространенное сырье, применяемое в пищевом производстве. На Выставках халяль тематики, в том числе московской Moscow Halal Expo, участвуют компании, производящие желатин исключительно из животных, дозволенных к употреблению мусульманами.
Соответственно, ассортимент товаров, содержащих дозволенный желатин, становится все шире, и в ближайшее время вопрос о том, потреблять или нет продукцию с сомнительным желатином в составе, для мусульман уйдет на второй план.
Азалия Конечно, есть не вызывающие сомнений в халяльности агар-агар – желатин из водорослей, пектин из фруктов, но все же в массовой промышленности чаще используется продукт животного происхождения.
Истихаля применительно к желатину
Среди исламских ученых существуют различные точки зрения в отношении дозволенности или запретности употребления желатина животного происхождения. Ученые, которые считают, что употребление животного желатина дозволено в любом случае, независимо от того, из какого животного он сделан, объясняют свою позицию тем, что в процессе производства желатина произошло превращение запретного / нечистого вещества в чистое и дозволенное, данный процесс в исламском праве называется
«истихаля».
Животный желатин делается из шкуры, кожи, костей, хрящей или сухожилий животных путем кипячения. Кости перед кипячением сначала обезжиривают, а их минеральные компоненты удаляют, обрабатывая кислотой. Шкуру, кожу и сухожилия промывают и обрабатывают известью, чтобы размягчить коллаген перед его превращением в желатин. При этом коллаген, входящий в состав соединительной ткани, переходит в глютин. Полученный раствор выпаривают, осветляют и охлаждают до превращения в желе, которое разрезают на куски и высушивают. Готовый сухой желатин – без вкуса, запаха, прозрачный, почти бесцветный или слегка желтый. После такой тщательной переработки сложно сказать о самом желатине, что это мясо, кость, сухожилие животного или что-то еще.
Ученые в сфере исламского права разъясняют, что желатин, который получен из костей и кожи коров и свиней, полностью изменил свое состояние. У нового вещества другие химические качества. Они не схожи со свойствами исходных веществ, из которых желатин был получен. Поэтому слова ученых об истихаля могут применяться и к желатину.
Согласно словам Ибн Кайима, принцип истихаля применяется при очищении вина, в частности, производстве уксуса из вина, когда напиток теряет свойства, делающие его запретным, и превращается в напиток с другими свойствами (уксус). По аналоги (кыяс) с данным примером принцип истихаля можно применить и к производству желатина.
Таким образом, используя метод фикха сравнения по аналогии, этот принцип применяется и к остальным нечистотам, если произошел процесс «превращения» из одного состояния в другое.
В решениях, вынесенных Исламской Организацией по медицинским наукам, после рассмотрения темы о «Запретных и нечистых веществах, применяемых в пище и в лекарствах» 22-24 мая 1995 года при участии университета аль-Азхар и Международной исламской академии фикха (г. Джидда), а также Всемирной Организации Здравоохранения (г. Александрия) и Министерства здравоохранения государства Кувейт, сказано:
«Продукты питания, в составе которых присутствует свиной жир, который не изменил /истихаля/ своего исходного состояния, как например: в некоторых видах сыра, жиров, маргарина, масла и некоторых печеньях, шоколаде и мороженом, категорически запрещено употреблять. Это решение опирается на единодушное мнение всех ученых о том, что свинья является нечистым животным и её запрещено употреблять. Крайняя нужда употреблять эти продукты отсутствует.
Истихаля – это процесс превращения одного вещества в другое, при котором происходит изменение свойств нового вещества. В данном процессе нечистые вещества или вещества, загрязнённые нечистотой, изменяются и превращаются в чистые, а запретные – в дозволенные по шариату.
Поэтому:
– желатин, который был образован из костей, кожи и жил нечистых животных путем истихаля считается чистым и допустимым к употреблению;
– мыло, которое было сварено из жира свиньи или мертвечины также посредством истихаля становится чистым и допустимым к использованию;
– сыры, при изготовлении которых использовался сычуг из туши животного, дозволенного употреблять в пищу, считаются чистыми и дозволенными к употреблению;
– кремы, помады и другие косметические продукты, в составе которых есть свиной жир, использовать запрещено, если только не будет точно установлено изменение свиного жира и превращение его в другое вещество /истихаля/. Если это установлено не будет, то такие крема и прочие считаются нечистым».
Таково заключение одной из международных организаций, принятое еще в конце прошлого века. Наряду с ним есть и другие постановления, говорящие о запрете свиного желатина. Например, отдел фетв и халяль-комитет при Джамиат-уль Улама (КЗН, ЮАР) (https://jamiat.org.za) определил свою классификацию халяльности желатина:
а) желатин, добытый из рыб и растений. Такой желатин –
халяль и дозволен по единогласному решению всех алимов;
б) желатин, добытый из халяль-животных (куриц, коров и т.д.), заколотых в соответствии с исламскими правилами. Такой желатин – тоже халяль и дозволен по единогласному решению всех алимов;
в) желатин, добытый из животных, не умерщвленных по исламу (коров и куриц, не заколотых в соответствии с исламскими законами). Некоторые алимы считают такой желатин дозволенным, в то время как другие придерживаются мнения о том, что он не дозволен. Отдел фетв и халяль-комитет при Джамиат-уль Улама (КЗН, ЮАР) считают, что такой желатин не дозволен;
г) желатин, добытый из свиней. Такой желатин –
харам и является недозволенным по единогласному решению всех алимов.
Избегающие сомнительного
Мусульмане, которые категорично отказываются употреблять желатиносодержащую продукцию, опираются на слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там».
Есть ли альтернатива?
В шариате есть правило: «Если в какой-то вещи одновременно имеют место и польза, и вред или они противодействуют друг другу, то суждение строится на основе преобладающей стороны». То есть если вреда больше, то следует отказаться от данной вещи. Также есть правило крайней необходимости (дадура), согласно которому, если жизни и здоровью человека грозит опасность, он может применять то, что в обычных обстоятельствах считается запретным. Применительно к желатину данные правила тоже можно использовать в определенных ситуациях. Например, по мнению ряда ученых, если для лечения необходимо употреблять лекарство, которое производят в желатиновых капсулах, и аналогов этому лекарству нет, и без применения его состояние человека может значительно ухудшиться, то следует употребить данное лекарство, так как польза от него больше, чем в вред. Что касается кондитерских изделий, их вполне можно заменить на те, в которых нет желатина.
Комитет сертификации халяль Нижегородской области на своем
сайте озвучил следующую позицию в отношении применения желатина: «Употребление желатина, даже если он изготовлен из частей харамных животных или животных, забитых не по правилам, вполне возможно. Если же желатин произведен из растений, рыбы или халяльных животных – его можно кушать, ничего не опасаясь».
С ростом рынка халяль и системы халяль-стандартизации и сертификации по всему миру, вопросы о дозволенности желатина стали вновь возникать на повестке дня. Сегодня большая часть специалистов этой области, выступая на конференциях по халяль-тематике, единогласно заявляют о недопустимости признания халяльной продукции, содержащий желатин свиного происхождения. Такие заявления могут быть основаны несколькими причинами. Во-первых, не все ученые признают принцип истихаля. Во-вторых, не все соглашаются с тем, что в процессе производства желатина принцип истихаля действует. И в третьих, и наверное этот фактор наиболее важный двигатель – это появление халяльных аналогов свиному желатину. Ведь с развитием халяль-отрасли появляются и новые виды производств и продукции, заменяющей общераспространенное сырье, применяемое в пищевом производстве. На Выставках халяль тематики, в том числе московской Moscow Halal Expo, участвуют компании, производящие желатин исключительно из животных, дозволенных к употреблению мусульманами.
Соответственно, ассортимент товаров, содержащих дозволенный желатин, становится все шире, и в ближайшее время вопрос о том, потреблять или нет продукцию с сомнительным желатином в составе, для мусульман уйдет на второй план.
Азалия Максютова.